poluyan - Павел Полуян (poluyan) wrote,
poluyan - Павел Полуян
poluyan

Categories:

ОТРИЦАНИЕ СУШЕСТВУЮЩЕГО

Фирма "U-Top" получила заказ снять фильм по произведению английского философа Дж. Беркли. Меня пригласили в качестве консультанта. Предварительный разговор по телефону прояснил суть дела, детали решили обговорить при личной встрече в офисе студии.



- Факультет философии хочет, чтобы диалоги из трактата Беркли "Три разговора" были инсценированы в английских интерьерах XVIII века. Это мы сможем организовать, - продюсер сделал паузу и внимательно оглядел офис, как будто зеркальные шкафчики и зеленое полотно хромакея вдруг превратились в барочные шифоньеры и гобелены.
Я посмотрел на жалюзи и скромно заметил:
- Потребуются парики и мантии.
- Ну, да... - Николай повертелся в кресле и опять уткнулся в блокнот. Молодой продюсер изображал деловитость, а режиссер, сидящий чуть поодаль на черном пуфике, скромно помалкивал.
- Кстати, - продолжаю пакетно, - Беркли было всего 25 лет, когда он стал известным философом. Он рано прославился, был дружен со знаменитым писателем Свифтом, и как герой Свифта путешествовал, правда, не в Лилипутию, а в Америку - хотел там построить учебное заведение для индейцев и колонистов, сейчас его имя носит город в Калифорнии, где расположен знаменитый университет.
- Вот как? Мы не знали. - Николай проявляет искренний интерес, откидывается на спинку кресла, и переглядывается с напарником - Вообще-то мы про этого философа раньше не слышали, значит, он до сих пор знаменит?
- Более чем. В Советской России о нем знали все, кто изучал официальную идеологию. Ленин целую книгу посвятил критике Джорджа Беркли, точнее, критике тех русских революционеров, которые увлекались модным тогда позитивизмом. Позитивизм вырос из доктрины Беркли, а ирландский епископ выступал в защиту религии, вот Ленин и стыдил своих соратников - они ведь считали себя атеистами.
- А сейчас наши философы в Бога уверовали! - это подает голос режиссер. У него, как видно, имидж ироничного скептика и он счел нужным это продемонстрировать. Продюсер урезоникает коллегу:
- Сергей! Нам надо понять, что от нас хотят. Поэтому мы и пригласили Павла. Потом ведь придется все подробно объяснять актерам... Нам дали текст, - он указывает на пачку листов, лежащих на его столе, - По-моему контент несколько скучноват.
Я достаю из сумки тонкую книжку в сероватой обложке:
- У меня тоже есть текст, советское издание 37-го года. Парадокс! В СССР шли расстрелы троцкистской оппозиции, а в тот же год массовым тиражом издали "философского вредителя" Беркли. - Я смотрю на Сергея, ожидая шутки, но он просто качает головой. - Что касается скуки, то ведь потому и решили экранизировать, чтобы стало интересно.
Николай увертывается:
- Я имею ввиду, что философией трудно заинтересовать современных студентов. Викторианская Англия - в далеком прошлом.
- Не соглашусь. Сейчас, например, один русскоязычный выпускник философского факультета калифорнийского университета ведет популярные стримы на "Твиче". Правда, он там вещает о философии с помощью сниженной лексики, но получается увлекательно... Во времена Беркли, конечно, компьютеров не было. Но, знаете, этот философ в определенном смысле предвидел их появление...
- Это как? - молодые люди глядят на меня недоверчиво.
- Представьте, что ваша душа - просто пользователь мозгового био-компьютера, а все то, что вы видите - не более, чем картинка на внутреннем мониторе. Такова, вкратце, идея философа.
Режиссер соображает первым:
- То есть я вас вижу не прямо глазами, а в виде изображения в моем мозгу? Типа того, что глаза - периферийные фото-моргалы, а сигнальчик от них подвергается программной переработке и превращается в картинку?
- Именно так. Визуальная картина создается после обработки информации, она не прямо проецируется в нашу голову, а конструируется в био-компьютере мозга по определенным правилам. Например, происходит окрашивание изображения в разные цвета. Так, что в создании визуального изображения участвует информация, хранящаяся в сознании, - воспоминания об осязательных ощущениях, о движении в пространстве, о различии размеров. А главное - переработка информации осуществляется на основе операционных алгоритмов и программ.
- Но откуда в мозгу берутся программы для переработки?
- Полагаю, что Беркли сказал бы - от Бога. Впрочем, его философия не столь проста. Он утверждал, что в понимании этих когнитивных штучек без Бога не обойтись.
Режиссер Сергей, наконец, нашел предмет для иронии, но волнуется, то расстегивая, то застегивая пуговицу на воротничке рубашки:
- Всемогущий Бог нас запрограммировал! А мы - пользователи - профилактикой пренебрегаем, и наши компьютеры зависают. Вот у некоторых и "съезжает крыша"!
Я не улыбаюсь, но решаю поумничать:
- Хуже того: есть еще и компьютерные вирусы. Попадет такой вам в голову - берегитесь!
Продюсер роняет сигарету, а Сергей открывает рот.
Я поспешил успокоить друзей:
- Вы не волнуйтесь, у профессионалов всегда есть хорошая антивирусная защита.
Ребята выражают эмоции двумя словами из трех букв и постепенно успокаиваются. Мы выпиваем по банке пива, которые продюсер извлекает из холодильника, скрытого в тумбочке с правой стороны.
Гностики-агностики, фрики и орфики, философия и софофилия...
Николай снял свою карнавальную форму, встал, подвигался, затем уселся на край стола и сказал:
- Вы нас дурачите. Никаких вирусов нет, и человек не компьютер.
- Не понимайте так буквально. Разум человеческий - это, конечно, не простое программное обеспечение. Но, согласитесь, когда ум оперируете с цифрами, там явно работает некий калькулятор, а когда вы что-то запоминаете или извлекаете из памяти - действует некая элементарная программа. Аналогично, когда вы осматриваетесь, образы предметов распознаются без участия разума - вполне автоматически. Что касается вирусов, то они, к сожалению, есть. Хотите поподробнее?
Парни покорно кивают.
И я рассказываю ужасный сюжет...
В апреле 1861 года на заседании Парижского антропологического общества царил ажиотаж. Ученые сгрудились вокруг анатомического стола, на котором лежал труп. Врачи заглядывали по очереди в открытый череп мертвеца - его мозг таил разгадку научной проблемы. Больной при жизни страдал речевой афазией - не мог правильно связывать слова, речь его была невразумительна и запутана. И вот теперь нейрофизиолог Пауль Брока демонстрирует свое открытие: в мозге больного он обнаружил обширные размягчение на поверхности левого полушария. Теперь все ясно: такие психические нарушения как афазии - когда человек вдруг теряет способности говорить, писать-читать, перестает узнавать знакомых, когда у него отказывает память или, когда он утрачивает способность счета, - все это можно объяснить физическими разрушениями мозга в результате болезни, отравления или травмы...
Шло время, появились вычислительные машины, успешно моделирующие простейшие интеллектуальные функции. И вот неожиданно выяснилось, что сбои в работе компьютера не всегда связаны с дефектом микросхем, гораздо чаще причина коренится в программном нарушении. А еще виновником бывает вирус, занесенный в компьютер извне. К ужасу ученых, оказалось, что в индустриально развитых странах афазии приобрели характер эпидемий, как будто люди, повседневно находящиеся под воздействием телекоммуникаций, подхватывают заразу.
Получается, что в информационном пространстве циркулируют некие программные блоки - ноовирусы. Они попадают в мозг ребенка или взрослого человека и, если его "антивирусная" защита не срабатывает, - появляется психическое нарушение, не сопровождаемое органическим поражением мозга. Это выражается в нарушениях элементарных интеллектуальных функций, стирании памяти, алогичных поступках, в прерывании целесообразных действий - "зависании", в немотивированной агрессии и т.п. При этом, человек, зараженный ноовирусом, может даже ощущать, что внутри него действует нечто, препятствующее нормальной работе мозга. Так было всегда, но современное развитие информационных технологий и телекоммуникаций сделало ситуацию чрезвычайной. Раньше ноовирусы "просеивались" через множество работающих нейрокомпьютеров в умах людей, уничтожались там с помощью антивирусных программ. Сейчас размножению ноовирусов, их распространению способствуют достижения технической цивилизации.
Я замолчал. Продюсер слез со стола и вернулся в директорское кресло. Его мышление не загружено ноовирусами, он быстро соображает. Ясно видно, как в его голове рождается сенсационный сюжет.
- И вы хотите сказать, что вся эта теория - вывод из "Трех разговоров" философа-идеалиста Беркли?
- Да, без его философии здесь не обойтись.
Я вижу, что режиссер тоже призадумался, и обращаюсь к нему:
- Вам интересно, Сергей?
- Вспомнил фильм "Матрица", где люди были подключены к компьютерной системе и все их ощущения моделировались программой. Они думали, что живут в реальном мире, но все было иллюзией...
- Фильм сделан строго по философии Беркли, но с точностью до наоборот. Ведь ирландский епископ считал, что мы "подключены" к Богу, а в голливудском триллере вместо божества - адские компьютерные чудовища. Это ближе к философии француза Рене Декарта, который выражал сомнение, дескать, вдруг всё, что я вижу, внушено мне неким злокозненным демоном?
- Ну, вы загнули... - как-то неуверенно произносит Сергей. А после спрашивает, - Я тут подумал вот что... Фильм, конечно, выдумка, но ведь галлюцинации бывают, есть и наркотические глюки.
- Совершенно правильно. Был российский фильм - по книжке Федора Сологуба "Мелкий бес". Там присутствует "недотыкомка" - человек видит, как что-то промелькивает в его поле зрения, нечто явно не присутствующее реально. Вроде как в Интернете, когда в визуальную картинку вторгается непрошенная рекламка.
- Ага! Голая вуменка является!
Мы весело хохочем.
- Это от запросов человека зависит. Или вот еще пример, - ребенок жалуется маме: "Ты выключаешь свет, а из шкафа выходит страшный гном." Мать говорит: "Это твое воображение." Но вся штука в том, что гномика ребенок видит реально. У него визуальная картинка не столь устойчива, как у взрослого, образы из фантазий проникают в нее. Он видит гномика столь же ясно, как шкаф.
- А привидения? А прочая паранормальщина? Тоже из воображения? - Сергей возбужденно встает из кресла и подходит к зеркальной стенке, - Мы же их видим!
Я смотрю на Сергея - он помахивает рукой своему изображению, а темноглазый молодой человек в мантии и парике машет ему в ответ. Продюсер Николай не замечает происходящего, он быстро записывает в блокнот свои гениальные идеи. По-видимому, предложит контракт еще на один фильм.
Но я ошибся. Николай переводит взгляд на меня и деловито спрашивает:
- А в моем поле зрения разные прозрачные червячки проплывают, я думал раньше - пылинки... Теперь понял - программный глюк.
-Нет. И не то и не это. Упомянутая мной народная легенда о "недотыкомке", вероятнее всего, говорила о болезненных симптомах, возникающих при воспалении глаз. В давние времена такие болезни - иридоциклиты - были нередки, мелькания на границе поля зрения - чаще всего оттуда. А ваши "червячки" - это результат деструкции стекловидного тела: тонкий прозрачный скелет глазного яблока кое-где рвется и эти деформации бросают тень на сетчатку.
- Успокоили... - Николай фыркает и вновь утыкается в свой ежедневник.
В книжке Джорджа Беркли лежит закладка, я предвидел, что наш разговор примет такой оборот и заготовил подходящую цитату. Немного погодя я зачитываю вслух эти слова ирландского философа:
"Мы не только не знаем истинной и реальной природы вещей, но мы не знаем даже об их существовании. Нельзя отрицать, что мы воспринимаем известные образы или представления, но отсюда нельзя заключать, что тела действительно существуют."
Я закрыл книгу и вышел из сна.

Павел Полуян.
Tags: Джордж Беркли, философия
Subscribe

  • ВИДИТ КАК КРЕВЕТКА

    Интересные рассуждения физика Франка Вильчека (Frank Wilczek; род. 15 мая 1951 года, Минеола, штат Нью-Йорк, США) —…

  • НЛО НАД КРАСНОЯРСКОМ

    «Комсомольская правда» провела расследование инцидента с наблюдением НЛО над Красноярском в 1989 году. Опубликованы видео-материалы расследования в…

  • ПУШКОВ ТОЛКАЕТ НЛО

    В программе Алексея Пушкова «Посткриптум» рассказали про американский ажиотаж вокруг НЛО. См.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments

  • ВИДИТ КАК КРЕВЕТКА

    Интересные рассуждения физика Франка Вильчека (Frank Wilczek; род. 15 мая 1951 года, Минеола, штат Нью-Йорк, США) —…

  • НЛО НАД КРАСНОЯРСКОМ

    «Комсомольская правда» провела расследование инцидента с наблюдением НЛО над Красноярском в 1989 году. Опубликованы видео-материалы расследования в…

  • ПУШКОВ ТОЛКАЕТ НЛО

    В программе Алексея Пушкова «Посткриптум» рассказали про американский ажиотаж вокруг НЛО. См.…